Образовательный процесс.
Цели и задачи обучения
Образовательные стандарты
Реализуемые программы [] Материально-техническая база
Система образования [] Ступени
Предпрофиль [] Профиль [] Предшкольная подготовка
Технологии [] Экзамены
Электронные образовательные ресурсы для учащихся
Отчеты
Цель обучения: создать наиболее благоприятные условия для формирования и развития компетентной личности, готовой к осознанному выбору дальнейшего пути обучения.
Задачи:
- создание оптимальных условий для развития способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала учащихся;
- повышение профессионального мастерства учителя, обогащение и развитие творческого потенциала участников образовательного процесса;
- материально-техническое, ресурсное обеспечение процесса формирования компетентной личности;
- создание условий для эффективного функционирования субъектов образовательного процесса на основе открытости и ответственности за образовательные результаты.
В модели выпускника педагогический коллектив видит следующие составляющие:
- широкая образованность;
- ориентация на саморазвитие;
- способность к творчеству;
-социальная адаптация.
Образовательная программа МОУ «Лицей №2» адресована учащимся 1–11 классов и предполагает удовлетворение познавательных запросов учащихся и потребностей родителей в получении их детьми качественного образования на повышенном уровне сложности.
Образовательная программа ориентирована на учащихся, достигших 6,5 лет и старше, имеющих первую или вторую группу здоровья. Наличие третьей и четвертой группы здоровья не исключает возможности обучения в лицее, но определяет содержание индивидуального сопровождения.
При зачислении в первый класс соблюдается порядок приема учащихся, гарантирующий их право на образование в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
Зачисление в первый класс производится в заявительном порядке на основе Положения о приеме учащихся в первый класс, разработанного в соответствии с Уставом лицея.
Обучение в начальной школе осуществляется по четырехлетней общеобразовательной программе. Уровень готовности к освоению образовательной программы основного общего образования, определяется на основании контрольных работ за курс начальной школы.
Зачисление в пятый класс производится в соответствии с Уставом лицея. В Положении предусмотрено, что право на зачисление в 5 класс имеют все учащиеся, успешно усвоившие образовательную программу начального общего образования. Учащимся 5 класса предлагается программа основного общего образования, обеспечивающая подготовку по общеобразовательным предметам, в которой соблюдены принципы непрерывности и преемственности между начальной и основной школой. Индивидуальные образовательные запросы учащихся учитываются при разработке учебного плана и выборе элективных курсов и курсов дополнительного образования.
Зачисление в десятый класс производится в заявительном порядке и на основе Положения о профильных классах. При поступлении в 10 класс лицея учитываются образовательные результаты выпускников основной школы, представленные аттестатом и портфолио учащихся.
Начальная школа
Основаниями выбора данного маршрута являются состояние здоровья ребенка и желание родителей.
Процедура выбора: ознакомление родителей будущих первоклассников с реализуемыми образовательными программами (Дни открытых дверей, родительские собрания, предшкольная подготовка, индивидуальные консультации; родительский клуб «АБВГДейка», прием заявлений; анализ состояния здоровья детей (на основании медицинских документов).
Основная школа
Основаниями выбора данного маршрута являются состояние здоровья учащегося и желание родителей учащегося.
Процедура выбора: ознакомление родителей будущих пятиклассников с реализуемыми образовательными программами (родительские собрания, Дни открытых дверей); индивидуальные консультации; анализ состояния здоровья детей (на основании медицинских документов); анализ успешности учебной деятельности и познавательных интересов.
Средняя школа
Основаниями для выбора являются: профессиональные ориентации и жизненные планы учащихся; достижение учащимися уровня образованности, необходимого для успешного продолжения образования; успехи в творческой, социальной деятельности; состояние здоровья ученика.
Образование в лицее строится на основе индивидуального учебного плана, разработанного в соответствии с рекомендациями федерального Базисного учебного плана, реализацией принципа модульного формирования лицейского компонента.
(к началу страницы)
Первая ступень обучения.
Задачи:
1) создать условия для проявления и развития способностей и интересов ребенка;
2) сформировать желание и умение учиться и на этой основе обеспечить развитие у ребенка чувства собственного достоинства;
3) мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
4) оказать помощь в приобретении опыта общения и сотрудничества;
5)сформировать первые навыки творчества;
6)обеспечить достаточно прочную базисную общеобразовательную подготовку, которая позволит ученику начальной школы успешно перейти к обучению на II образовательной ступени, а в дальнейшем – в профильных классах;
7) в качестве приоритетного направления методической работы рассматривать разработку проблем эмоционального и интеллектуального развития учащихся начальной школы;
8)внедрение индивидуальных (классных) учебных планов, в том числе с расширенным изучением предметов в условиях шестидневной учебной недели для 2 –4 классов и пятидневной - для 1-х классов;
Используя возможности кружковой работы ГПД и конструируя единую урочно-внеурочную воспитательную систему, поэтапно создавать благоприятные условия для разностороннего развития гуманной личности в начальных классах и подготовку учащихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
Вторая ступень обучения.
Задачи:
1)продолжить формирование и развитие познавательных интересов учащихся и самообразовательных навыков;
2)заложить фундамент общеобразовательной подготовки в соответствии с современными требованиями на базе содержания образования, отвечающего необходимости познания основных элементов человеческой культуры;
3)развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческие способности и способность к самоопределению;
4)учитывать индивидуально-личностные различия учащихся при комплектовании профильных классов;
5)создавать ситуацию выбора профиля обучения с учетом способностей, желаний и возможностей учащихся;
6)создавать оптимальные условия для самовыражения, самореализации и самоопределения учащихся в различных видах познавательной и творческой деятельности на учебных и внеучебных занятиях в лицее и вне его;
7)в качестве приоритетного направления педагогической работы рассматривать разработку проблем личностного и профессионального самоопределения.
Реализовать:
1)поэтапную корректировку учебных планов с учетом социального заказа, уровня подготовки учащихся и в целях создания для них благоприятных возможностей для развития и реализации ведущих творческих потребностей в условиях шестидневной учебной недели;
2)разработку и экспертизу программ элективных курсов;
3) расширение изучения профильных предметов;
4) развитие детского самоуправления через активизацию деятельности детской организации РОСТ;
5)создание организационно-педагогической структуры II – III ступени.
Третья ступень обучения.
Задачи:
1) продолжить развитие самообразовательных навыков, и, прежде всего навыков самоорганизации и самовоспитания;
2)продолжать начатое ранее нравственное, духовное и физическое становление выпускников;
3)продолжать формировать психологическую и интеллектуальную готовность старшеклассников к профессиональному и личностному самоопределению;
4)обеспечивать развитие теоретического мышления и высокий уровень общекультурного развития;
5)обеспечивать подготовку к получению профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартными, интересами и способностями учащихся;
6) создавать базу для дальнейшего формирования профилей. Обучение вести в сочетании с элективными курсами, направленными на поддержку профильных и базовых курсов. Преподавание математики, биологии, химии, экологии на профильном и базовом уровнях;
7) вести поэтапную разработку и корректировку учебных планов в соответствии с Базисным учебным планом;
8)продолжать разработку, апробацию и корректировку программ по образовательным областям, спецкурсам;
9)совершенствовать ученическое самоуправление через совет старшеклассников в рамках работы детской организации РОСТ;
(к началу страницы)
Система образования в лицее
Класс |
Целевые установки |
Содержание |
1 – 4 |
Общее развитие |
Базовое образование по всем предметам;
Реализация программы развивающего обучения Л.В. Занкова |
5 – 7 |
Общее развитие личности, выявление и развитие склонностей, способностей, творчества. |
Базовое образование по всем предметам. Введение курса экологии за счет часов школьного компонента .
Кружки по интересам. |
8 – 9 |
Ориентация на профессии. Предпрофильная подготовка. |
Базовое образование по всем предметам.
Изучение на повышенном уровне химии, математики, биологии, экологии. Деятельность учащихся в НОУ «Зеленый пилигрим», летние исследовательские экологические экспедиции учащихся. |
10 – 11 |
Ориентация на биологические, медицинские, сельскохозяйственные, туристические
профессии на основе профильного обучения. |
Базовое образование, изучение предметов на повышенном уровне в соответствии с профилем.
Спецкурсы. Деятельность учащихся в НОУ «Зеленый пилигрим», летние исследовательские экологические экспедиции учащихся. |
(к началу страницы)
Образовательные технологии, используемые педагогами лицея.
Начальная школа |
Технология использования в обучении игровых методов |
Исследовательские методы в обучении |
Технология развития критического мышления |
Здоровьесберегающие технологии |
Система инновационной оценки «портфолио» |
5 - 9 классы |
Технология использования в обучении игровых методов |
Исследовательские методы в обучении |
Проектные методы обучения |
Информационно-коммуникационные технологии |
Технология развития критического мышления |
Творческие мастерские |
Здоровьесберегающие технологии |
Система инновационной оценки «портфолио» |
10 - 11 классы |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и др. видов обучающих игр |
Исследовательские методы в обучении |
Проектные методы обучения |
Информационно-коммуникационные технологии |
Проблемное обучение |
Творческие мастерские |
Здоровьесберегающие технологии |
Система инновационной оценки «портфолио» |
Здоровьесберегающие технологии |
Система инновационной оценки «Портфолио» |
Предпрофильная подготовка.
В 8-9 классах за счет часов компонента образовательного учреждения вводится предпрофильная подготовка, которая представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей их образовательному самоопределению. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся VIII-IX классов в отношении возможного выбора ими профиля обучения на старшей ступени общего образования, а также направлений продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
Цель: ориентация учащихся на все возможные направления образования. Обучение умению делать соответствующий своим возможностям и потребностям выбор.
Основные задачи:
1. Выявление интересов, склонностей и способностей школьников. Формирование практического опыта в различных сферах познавательной деятельности, ориентированной на выбор профиля обучения в старшей школе;
2.Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;
3.Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.
Предпрофильная подготовка в лицее вводится с 8 класса. Именно в этом возрасте (13 – 14 лет) подросток начинает проявлять интерес к выбору дальнейшего образовательного пути, именно к этому периоду он обладает определёнными навыками, которые позволяют ему самому оценить свои способности и сделать пока ещё первоначальный выбор.
В 8 классе с учащимися активно работает школьный психолог, изучает их склонности и интересы, социальный заказ родителей, специалисты из ГППЦ оказывают помощь в определении будущего образования ребёнка.
В 8 классе к предпрофильной подготовке добавляются спецкурсы, которые помогают учащимся попробовать свои силы и соразмерить свои интересы и потребности с определёнными областями знаний.
Девятиклассники выбирают не менее 2 спецкурсов в год.
В учебном плане 9 класса на предпрофильную подготовку отводится 3 часа:
Содержание курсов нацелено на профильную ориентацию учащихся, желающих продолжить обучение в десятых профильных классах. В преподавании элективных курсов используются педагогические технологии: проблемного обучения, проектного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология творческих мастерских, информационно-коммуникационные технологии.
В лицее для реализации модели предпрофильной подготовки используются ресурсы: АКДЭЦ, краеведческого музея, планетария, администрации Смоленского района (при организации летних исследовательских экспедиций учащихся), Комитета по природным ресурсам.
Итоговая аттестация выпускников основной школы и организация поступления в старшую профильную школу.
1. По окончании основной школы на основании Закона Российской федерации «Об образовании» учащиеся сдают экзамены в новой форме (ГИА -9), из которых два экзамена сдается по выбору. Учащиеся, поступающие в десятый профильный класс, выбирают экзамены в соответствии с профильными предметами.
2.Зачисление в профильные классы проводится в июне – августе по заявлению родителей (законных представителей) учащегося. При зачислении также учитывается содержание портфолио учащегося (участие в олимпиадах различного уровня, творческие и исследовательские работы), поведение и уровень воспитанности учащегося.
3. Учащиеся, не успевающие по профильным дисциплинам, решением педсовета могут быть отчислены из профильного класса, с дальнейшим обучением в общеобразовательном классе (при наличии такового в параллели).
(к началу страницы)
Стратегия развития профильного обучения.
На завершающей ступени общего образования вводится система специализированной подготовки учащихся – профильное обучение. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
В лицее реализуется химико-биологический профиль обучения (профильные предметы: биология, химия, математика);
Изменения, происходящие в учебно - воспитательном процессе:
-переход на базисный учебный план Алтайского края 2004 года, в начальной школе введено раннее (со 2 класса) обучение английскому языку и информатике, в среднем звене информатика изучается с 5 класса, обществознание с 6 класса, с 5 по 11 класс из часов компонента образовательного учреждения введен предмет «экология».
- с 2007 года реализуется программа предшкольной подготовки. В течение учебного года учителя начальных классов проводят занятия с будущими первоклассниками, что позволяет реализовать преемственность при наборе в
1-е классы,
- налажено сотрудничество с социумом в сфере образования(заключены договоры с АКДЭЦ, ГУЗ АКНД), военной частью 6215, СДЮСШОР – 2, ГППЦ, МУЗ «Детская городская поликлиника №3»),
- внедряются педагогические технологии: проблемного обучения, проектного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология творческих мастерских, технология обучения в сотрудничестве, информационно- коммуникационные технологии,
- совершенствуется материально- техническая база (подключение к сети Интернет, в рамках региональной программы получен новый компьютерный класс на 13 мест, в рамках РКПМО получена интерактивная доска с проецирующим оборудованием),
- ведется психологическое сопровождение введения инновационных методов в систему обучения (психологической службой проводятся мониторинговые исследования), в начальном звене успешно работает школа для родителей «АБВГДейка», в среднем и старшем звене клуб «Юный психолог», на протяжении двух последних лет ведется сотрудничество со специалистами ГППЦ по вопросам профвыбора учащихся, индивидуальное консультирование родителей, учащихся и педагогов.
- функционирует система самоуправления учащихся ДПО «РОСТ», расширяются рамки деятельности учащихся старших классов в волонтерском движении, сотрудничество с КДМ.
- большое значение в лицее имеет проектная деятельность учащихся (создан сайт лицея, работают кружки «Хозяюшка», «Юный художник), введены новшества в воспитательную среду. Основное направление – нравственно-патриотическое: работа ансамбля русской песни «Казачок», школьного музея.
- в течение нескольких лет в лицее формируются профильные классы по естественнонаучному профилю.
- совершенствуется система работы с детьми различных актегорий через: кружки, конкурсы, соревнования, олимпиады, работу по индивидуальным планам, проведение предметных декад, печатную газету «РОСТ», НОУ «Зеленый пилигрим», исследовательские летние экспедиции учащихся по экологии, биологии.
(к началу страницы)
В соответствии с лицензией, в лицее с 2007 года реализуется программа предшкольной подготовки для тетей, не посещающих ДОУ.
Продолжительность учебного года составляет 28 учебных недель, курс ориентирован на один год освоения программы «Мой мир». Учебный план предусматривает 8 часов в неделю. Нагрузка для детей составляет 2 рабочих дня по 4 занятия в один день. Продолжительность занятия для детей 5(5,5) – 6(6,5) лет – 25 минут. Перерыв между занятиями 10 минут.
Основной формой организации занятий является группа, наполняемостью не более 15 человек.
Учебный план состоит из следующих образовательных областей:
1. «Филология». Реализуется через предмет «Обучение грамоте» из расчета 2 учебных занятия в неделю.
2. «Математика». Образовательный компонент «логика» реализуется через предмет «Игровая математика», 2 занятия в неделю.
3. «Естествознание». Реализуется через предмет «Я познаю мир», 1 час в неделю.
4. «Искусство». Представлено интегрированным предметом «ИЗО и творчество» из расчёта 1 час в неделю.
5. «Физическая культура». Данная область представлена предметом «Ритмика», проводится 1 час в неделю.
6. «Психология». Представлена предметом «Развивающие игры» из расчёта 1 час в неделю.
Учебный план по предшкольной подготовке соответствует нормам СанПиНа, не допускает перегрузку детей.
Запись детей на предшкольную подготовку начинается с февраля и продолжается до сентября. Образовательная услуга по предшкольной подготовке является платной и осуществляется в соответствии с Уставом лицея и Положением о дополнительных платных образовательных услугах в муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей №2". Между лицеем и родителями (законными представителями) дошкольников заключается соответствующий договор. (к началу страницы)
Экзамены в 9 и 11 классах.
Итоговая аттестация выпускников 9-х и 11-х классов проходит в форме ГИА-9 (9-е классы) и ЕГЭ (11-е классы). Обращаем ваше внимание на документы, регламентировавшие порядок проведения итоговой аттестации учащихся в 2010 учебном году:
(к началу страницы)
Учебно-воспитательный роцесс в лицее обеспечивается наличием материально-технической базы. Лицей расположен в здании, в котором имеются учебные классы, медицинский кабинет, современная столовая.
Материально-техническая база лицея
(к началу страницы)