На главную страницуновости
Информация об учреждении
организация учебного процесса
модернизация образования
основные документы
деятельность Управляющего совета
Детское самоуправление
Советы по выбору профессии
ссылки на полезные ресурсы Интернета
Адреса, телефоны, почта
 
 
 

Выбор профессии [] Экзамены [] Советы родителям [] Роль семьи [] Выбор учебного заведения

 

Советы выпускнику.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. При выборе профессии важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Если вам нравятся животные, растения, то вам будет интересно в своей профессиональной деятельности иметь дело с объектами живой природы. Если вы любите технику - вам будет интересна деятельность инженера-конструктора или физика-теоретика. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали «профессионально важные качества». Например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, «есть ли у вас способности, соответствующие профессионально важным качествам. В случае сомнения выбирайте ту профессию, где ваши способности будут максимально реализованы, в этой деятельности вы добьетесь наибольшего успеха. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с вашим личностным, характерологическим типом. Скажем, если вы общительны - вам больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчивы, вы не сможете выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.Для того чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ваш характер пока только формируется. Работайте над собой, познавайте себя. Помните, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - гибкие, изменяющиеся качества. Главное - интерес; способности формируются в деятельности. Для того чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавайте взрослым вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда вы сможете осознанно решить, интересна ли вам данная область. Разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, вы приступаете к выбору уже не профессии, а вуза или факультета. Выясните, какие специальности и специализации соответствуют интересующему вас виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»). Принятие решения должно основываться на многих факторах: репутация вуза и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Выпишите на лист бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. Помните: окончательный выбор только за вами. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции) и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей (польза обществу).

(вернуться к началу страницы)

Экзамены

Уважаемые выпускники! Первым этапом и первым испытанием перед поступлением в учебное заведение, где вы будете получать выбранную вами профессию, станут выпускные экзамены в лицее. И успешность здачи этих экзаменов (теперь в форме ЕГЭ) во многом определит ваши шансы на поступление в выбранное вами учебное заведение.Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратитесь к школьному психологу. Он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия.Следует выделить три основных этапа: ·        подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,·        поведение накануне экзамена,·        поведение собственно во время экзамена. ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ  Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа. Составь план занятий. Для начала определи, кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще («немного позанимаюсь»), а какие именно разделы и темы.Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание). Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.  НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА Многие считают что, для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способностиВ пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт(не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелиевых или капиллярных ручек с черными чернилами.  ВО ВРЕМЯ ТЕСТИРОВАНИЯ  В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! Оттого, насколько внимательно ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов! В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют. При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

(вернуться к началу страницы)

Советы родителям.

Как помочь ребенку? Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены в школе. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему выпускнику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным испытаниям, а также вступительным.
      Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации.
      До экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы», т.е. «жаворонок» он или «сова». Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.
      Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
      Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок.
      Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое).
      Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
      В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
      Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ваш ребенок обходился без стимуляторов, таких, как кофе, крепкий чай, нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
      Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен, помогите ему справиться с этой бедой.
      Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

(вернуться к началу страницы)

Роль семьи.   

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».
      С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей, действительно соответствует его собственным интересам и склонностям.
      С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчет в том, какие качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради.
      Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.
      Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
      Важно понимать, что выбор, который ребёнок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности.
      Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пути пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности.
      Возможно, выбранный ими профиль обучения или профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.
      Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно-единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо, если в ситуации выбора профессии у подростка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и задача родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Обсудить с подростком пути его будущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком?».
      Тревожному подростку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие еще профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Саша всю жизнь мечтал стать футболистом, но получил травму, и ему пришлось уйти из спорта. Теперь он думает, кем быть».
      И, наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого, для детей очень важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

(вернуться к началу страницы)


 Рекомендации по выбору учебного заведения.

В зависимости от вашего базового образования, знаний и желания Вы можете для себя выбрать следующие уровни профессионального образования:Начальное профессиональное образование.  Данное  образование можно получить в  профессиональных училищах и лицеях, в которых ведется подготовка работников квалифицированного труда на базе основного среднего образования (9 классов), общего (полного) среднего образования (11 классов). Профессиональный лицей отличается от училища более высоким уровнем подготовки, а также возможностью получения по ряду специальностей среднего профессионального образования, т.е. на уровне техникума.Сроки обучения в профессиональных лицеях и училищах:После 9 классов – от 2 до 4 лет. Причём обратите внимание, что если Вы выберите специальность, по которой срок обучения меньше 3 лет, то Вы получите только начальное профессиональное образование и не получите полного среднего образования (11 классов).После 11 классов – от 1 до 2-х лет (получают начальное профессиональное образование);
Если Вы выбрали для себя обучение по специальности в лицейской группе, то срок обучения  - на 1 год больше.Приём в профессиональные лицеи и училища осуществляется на основании собеседования. В лицейские группы Вам могут предложить вступительные испытания в форме контрольных работ или тестов (для выпускников 11-х классов  - результаты ЕГЭ)  по определённым предметам.Форма  обучения – очная (дневная). Среднее профессиональное образование – техникумы и колледжи, где осуществляется обучение специалистов на базе основного среднего образования (9 классов), общего (полного) среднего образования (11 классов) и начального профессионального образования.     Сроки обучения в техникумах и колледжах – от 2-х до 4-х лет (в зависимости от базового образования).Приём в колледжи и техникумы по результатам вступительных испытаний (в основном, экзаменов).
Формы обучения – очная (дневная), заочная, экстернат, в некоторых колледжах и техникумах – очно-заочная (вечерняя), дистанционная.Высшее профессиональное образование – институты, университеты, академии, где ведется подготовка специалистов соответствующего уровня на базе общего (полного) среднего образования (11 классов), а также среднего профессионального образования (техникумы, колледжи) и начального профессионального образования (профессиональные училища и лицеи, при условии получения в них общего (полного) среднего образования).Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование (т.е. закончившие профессиональные лицеи, училища, техникумы и колледжи) могут получать высшее образование по сокращённым программам.Срок обучения на очной форме обучения от 4-х лет (бакалавр) до 5-ти лет (дипломированный специалист), по некоторым специальностям до 6-ти лет (магистр или, например, медицинские специальности). Прием в вузы – по результатам вступительных экзаменов, профильного собеседования. Формы обучения – очная (дневная), очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат, в некоторых вузах – дистанционная.
Послевузовское профессиональное образование – дает возможность повысить уровень образования на базе высшего образования.

НАПОМИНАЕМ:На каждом уровне профессионального образования Вы имеете право учиться бесплатно один раз, причём, двигаясь от начального профессионального образования и выше.

Если ты не поступил – не отчаивайся!    Очень скоро наступит время вступительных экзаменов в образовательные учреждения. Это время больших ожиданий и надежд для многих тысяч абитуриентов. У кого-то они оправдаются, воплотятся в реальность мечты о счастливом будущем, о перспективной профессии, а у кого-то нет. Но не стоит отчаиваться, ведь и вас ожидает счастливое будущее, только стоит немного подождать.
      Кому не улыбнулась удача в этом году, стоит подумать о тех вариантах, которые позволят приблизить вас к заветной мечте о будущей профессии и осуществить ее в ближайшее время.
      Давайте рассмотрим несколько вариантов.

Во-первых, можно обложиться кучей учебников, справочников и начать все это зубрить. Пригласить репетиторов и усиленно заниматься по тем предметам, по которым недостаточно знаний для поступления на выбранный факультет. В течение всего года вам придется планировать свой учебный график, заставлять себя корпеть над учебниками.
      Путь самообразования нелегок, ведь для этого необходимо иметь огромную силу воли. Вам придется приложить максимум старания и терпения, чтобы достичь желаемого результата.
    Во-вторых, существуют подготовительные курсы для поступающих, записавшись на которые, вы сможете посещать занятия по расписанию.
    В-третьих, можно начать свой профессиональный путь с поступления в профессиональное училище или лицей, не теряя времени даром.
      Сегодня, это верный шаг в решении вопроса выбора профессии. Получив начальное профессиональное образование, вы получите не только востребованную профессию, но и станете конкурентоспособным при поступлении в дальнейшем на соответствующий вашему профилю факультет.
      Еще несколько преимуществ, позволяющих сделать выбор в пользу начального профессионального образования. Бесплатное обучение и питание для всех категорий учащихся. Отсрочка от армии, для тех, кто поступает после 9 класса. Многие училища предоставляют общежитие для тех, кто приехал из отдаленных уголков края. В свободное от учебы время можно посещать спортивные секции, участвовать в соревнованиях.
      После получения диплома проблем с трудоустройством практически не возникает, так как многие учащиеся, хорошо зарекомендовав себя на практике, остаются там же работать.
      Тем, кто собирается продолжать свой профессиональный рост, уже легче поступить в колледж, ВУЗ. Для кого-то станет оптимальным решением совмещение работы и обучение на заочном отделении ВУЗа, о котором мечтали. И здесь есть ряд преимуществ.
      Обучаясь без отрыва от производства, после получения диплома выпускник будет иметь и более высокую профессиональную квалификацию, и опыт, отсутствие которых так осложняет процесс трудоустройства «очникам».
      Сразу после получения диплома заочник имеет реальный шанс шагнуть вверх по служебной лестнице.
      Получая в вузе теоретические знания, студент заочного отделения имеет возможность проверять и закреплять их на практике.
      Заочник застрахован от традиционных студенческих материальных проблем: при наличии стабильного заработка он в состоянии и учебу оплачивать, и семью содержать. Стоимость обучения на заочном отделении ниже, чем на дневном кроме того, заочное обучение не имеет возрастных ограничений.
      Надеемся, что вы примете верный шаг на пути к выбору профессии. Если вы решили не терять время попусту и в скором времени начать свой профессиональный путь, то выбирайте начальное профессиональное образование. Училища и лицеи города и края продолжают набор по востребованным на рынке труда профессиям: станочник, наладчик станков и оборудования, слесарь, тракторист, электромеханик, радиомеханик, электромонтер, повар, закройщик, продавец. Эти остродефицитные профессии можно получить в ПУ/ПЛ №№ 4, 8, 12, 18, 23, 33, 37, 50, 52, 61, 64, 71, 85.


      Как поступить в Суворовское училище В Суворовское и Нахимовское училища мальчики могут поступать после 8-го класса средней школы при условии, что им 14-15 лет и они имеют хорошее здоровье.
Для этого в райвоенкомат сначала обращаются с ходатайством родители, а затем сам будущий военный просит допустить его к экзаменам в училище. Чтобы поступить туда, претенденту необходимо хорошо успевать по всем предметам и знать хотя бы один иностранный язык (поступающие в Московское военно-музыкальное училище предоставляют еще и документ об окончании детской музыкальной школы). Кстати, нахимовцем может стать лишь тот, кто учил английский. Без него не возьмут, ведь морская наука вышла из Англии! Кандидаты в СВУ и НМУ проходят медкомиссию в учебном заведении и сдают экзамены по русскому языку и математике (письменно) в объеме восьми классов средней школы. Нахимовское морское училище одно на всю Россию и находится в северной столице, а суворовские училища есть в Москве, Твери, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Ульяновске и Уссурийске.
Современные кадетские классы и корпуса возрождают добрую традицию дореволюционных корпусов. Кадетские классы появляются во многих городах, не только в самых крупных. Чтобы стать кадетом, необходимо быть пригодным по состоянию здоровья, продемонстрировать хорошую физическую подготовку, пройти психологический отбор, сдать экзамены.     Программы обучения современных кадетов рассчитаны на срок от трех до семи лет (обычно в кадеты поступают после 5-го класса) и разнятся по преподаваемым предметам и количеству учебной нагрузки. Общее для всех то, что после обычных уроков следуют специальные предметы, кадеты изучают два иностранных языка, занимаются хореографией или танцами и проходят военную подготовку. Есть просто кадеты, кадеты-пограничники, кадеты-моряки, кадеты-казаки — название зависит от того, кем ребята хотят стать в будущем.

(вернуться к началу страницы)

Сайт создан в системе uCoz